100-метровый бонус

Уже в мае в адрес «РЖД» будет отгружена первая партия отечественных 100-метровых рельсов (длина стандартных рельсов – 25 метров) с новыми качественными характеристиками, предназначенных для скоростных магистралей и вагонов с увеличенной грузоподъемностью.

Сильное впечатление производят уложенные в ряд после закалки три десятка 100-метровых рельсов. Эстетическое в том числе. Красивое, неординарное зрелище. Это, конечно, выдающийся проект. За смену уникальный прокатный стан (его мощность после модернизации выросла с 700 тыс. до 950 тыс. тонн в год) прокатывает до 185 длинномерных рельсов каждый весом 6,5 тонны. Ежегодно «РЖД» будут получать до 150-200 тыс. тонн 100-метровых рельсов, которые кроме России способны пока выпускать только в Австрии и Японии. Проект реализован «Евраз ЗСМК» (город Новокузнецк, площадка Кузнецкого металлургического комбината) за четыре года в рамках «Стратегии развития металлургической промышленности до 2020 года». То есть речь идет о реально знаковом событии, полагает Илья Широкоброд, вице-президент «Евраза», руководитель дивизиона «Железнодорожный прокат».

Корр.: Каков реальный спрос на 100-метровые рельсы?

Илья Широкоброд: 100-метровые рельсы – продукт нового поколения, спрос на них высок во всем мире. Сейчас такие рельсы используются как при высокоскоростном движении (свыше 250 км/ч), так и при традиционных скоростях, так как они позволяют сократить эксплуатационные расходы железных дорог, повысить безопасность движения. Будучи дифференцированно упрочненными, эти рельсы устойчивы к нагрузкам и долговечны. По нашим оценкам, в России потребуется ежегодно около 500-600 тыс. тонн таких рельсов. Кроме этого порядка 200 тыс. тонн необходимо для строительства высокоскоростной магистрали Москва-Казань. Наших объемов рельсов для высокоскоростного совмещенного движения достаточно, чтобы обеспечить все необходимые 200 тыс. тонн для этого проекта в соответствующем качестве.

Рынок рельсов СНГ составляет около 1,4 млн тонн, мировой рынок рельсов, по нашим оценкам, – порядка 10,5 млн тонн в год. Последние несколько лет он растет на 8% в год. В Европе, Северной Америке, СНГ спрос на рельсы стабильно высокий. 80% рельсов здесь идут на ремонт путей. Развивающимся странам Ближнего Востока, Китая и Южной Америки рельсы нужны для строительства новой транспортной инфраструктуры. Конечно, конкуренция со стороны старожилов отрасли японцев и европейцев сильна. Но у нас есть все, чтобы их потеснить на мировых рынках. Мы делаем действительно отличные, соответствующие передовым стандартам качества рельсы. Наш стан – один из самых современных в мире, по объемам производства «Евраз» является крупнейшим производителем рельсов в мире. А благодаря вертикально интегрированной структуре – ведь у нас есть свой собственный уголь, железная руда – мы можем предлагать их по конкурентным ценам.

«РЖД» – наш основной, но не единственный потребитель. Мы отправляем рельсы в страны СНГ и планируем в ближайшее время выйти на развивающиеся рынки Ближнего Востока, в Бразилию. В стратегической перспективе – Европа. В марте ЗСМК освоил новый профиль рельсов – 60Е2, который широко используется в европейских и азиатских странах. Сейчас опытная партия отправлена в Германию в адрес немецких железных дорог Deutsche Bahn, где нашим рельсам предстоят полигонные испытания и процедура сертификации. Когда пройдем эту длительную процедуру, будем двигаться дальше на европейский рынок.

Осваиваем рельсы и для американского рынка – это профили по стандарту AREMA. Несмотря на то что у нас есть собственные мощности в Северной Америке («Евраз Пуэбло»), мы видим здесь потенциал для роста в отдельных сегментах.

Корр.: Когда будет отгрузка первой партии рельсов?

Илья Широкоброд: По контракту, подписанному в 2012 году на пять лет, первую партию 100-метровых рельсов мы отправим в адрес «РЖД» до конца мая. Совместно с «РЖД» мы провели работу по созданию схемы перевозки, сертификации рельсов. Для транспортировки используется специальный сцеп из семи платформ: при движении, поворотах концы рельсов могут смещаться относительно оси сцепа, а центральная часть жестко стоит на месте. Это позволяет рельсам быть гибкими в поворотах и при этом не сдвигаться во время движения, торможения и ударения.

Корр.: Один 100-метровый рельс обходится «РЖД» дороже, чем четыре 25-метровых. В чем же здесь экономика?

Илья Широкоброд: Меньшее количество стыков повышает безопасность и позволяет увеличивать скорость движения. Длинные рельсы проще обслуживать, они требуют меньше ремонтов, да и сваривать 25-метровые не всегда экономически выгодно.

Корр.: Какова была стоимость всего проекта модернизации?

Илья Широкоброд: Общий объем инвестиций составил 18,2 млрд рублей. Проект реализуется поэтапно с 2008 года. Мы считаем производство рельсов одной из ключевых компетенций «Евраза» и готовы инвестировать в развитие данного направления. В России наш комбинат производит рельсы уже более 80 лет, а наш завод в США поставлял рельсы еще для первых американских железных дорог.

Пока стан был в процессе реконструкции, «РЖД» приходилось импортировать в год порядка 200 тыс. тонн рельсов из Японии и Австрии. Сейчас наша доля на рынке РФ – около 75%, и мы рассчитываем со временем полностью перевести отечественную железную дорогу на отечественные рельсы.

Корр.: Металлургия сейчас на грани рентабельности. А по 100-метровым рельсам?

Илья Широкоброд: 100-метровые рельсы – востребованный продукт, в производстве которого используются сложные технологии, что позволяет добавлять премию к себестоимости. Хотя рентабельность металлургического производства сейчас действительно низкая. Мало кому удается перешагнуть за 10%-ную маржу.


 

Первые снимки рестайлингового кроссовера Ford Kuga — http://motobikecar.livejournal.com/75068.html

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.