Абстрактные триллионы.

Минэкономразвития опубликовало программы инновационного развития госкомпаний. Они готовы потратить до 2020 г. 4,2 трлн руб. Но далеко не все эти расходы имеют отношение к инновациям.

В начале 2010 г. тогда еще президент Дмитрий Медведев поручил госкомпаниям разработать программы инновационного развития. Это должно было стимулировать модернизацию: во многих секторах экономики госкомпании занимают монопольное или доминирующее положение. У чиновников появился термин: принуждение к инновациям.

И вот вчера, спустя два с половиной года, Минэкономразвития опубликовало паспорта или полные версии инновационных программ 48 госкомпаний: до 2020 г. на эти цели они потратят 4,2 трлн руб.; 3,7 трлн из этой суммы приходятся на «Газпром» и «РЖД». Программы изменят модель финансирования инноваций, объясняет замминистра экономразвития Олег Фомичев: «Сейчас 70% расходов на инновации финансирует государство, остальное – бизнес. Должно стать наоборот». Доля высокотехнологичных производств в ВВП вырастет, обещает замминистра, у вузов появятся заказы на научные разработки, будет расти малый инновационный бизнес.

Паспорта инновационных программ и сами программы большинства компаний представляют собой декларативные документы – в них не сказано, как именно планируется достичь желаемого.

В июне рейтинговое агентство «Эксперт РА» выпустило рейтинг инновационных программ 16 госкомпаний. Некоторые из них больше похожи на отписки, а главное – никак не связаны со стратегией развития компании, отмечает Федор Жердев из «Эксперт РА».

У компаний, работающих в конкурентной среде, программы написаны лучше, чем у монополистов, продолжает Жердев – и приводит в пример «Росатом» (первое место в рейтинге), который конкурирует на мировом рынке с компаниями из США и Франции. По паспорту программы, «Росатом» планирует увеличить к 2020 г. затраты на НИОКР с 3,9 до 4,5% выручки, а ежегодную выручку на одного сотрудника НИИ довести с 880 000 до 3 млн. руб.

Второе и третье места в списке заняли программы «Русгидро» и ФСК. «Русгидро» планирует к 2015 г. потратить свыше 1 млрд. руб. на технологии, повышающие эффективность мониторинга и диагностики оборудования гидроэлектростанций. У ФСК количество патентов должно увеличиться к 2020 г. с 15 до 120, а потери в сетях – сократиться с 4,9 до 3,6%. ФСК планирует закупать на отечественном рынке 60% оборудования.

Самые слабые программы у компаний, существующих за счет госзаказа, т. е. не заинтересованных в инновациях, вздыхает Жердев. Это предприятия оборонного сектора и «Ростехнологии», следует из рейтинга. Если у ФСК затраты на НИОКР выше, чем у иностранных конкурентов (у ФСК – 2,64% выручки, EDF – 0,7%), то у «Алмаз-Антея», госкорпорации «Тактическое ракетное вооружение», «АвтоВАЗа», «РКК «Энергия» – ниже, чем у конкурентов, в 1,5–4 раза. Но и при таком финансировании НИОКР оборонные компании (ОАК, ОСК, «Ростехнологии») просят помощи государства.

Например, инновационная программа «Ростехнологий» стоит 1,5 трлн руб., 40% должно выделить государство.

Самые дорогие программы у «Газпрома» и «РЖД» – 2,7 трлн руб. до 2020 г. и 905 млрд. руб. до 2015 г., но это потому, что в них вошли затраты на капитальное строительство, например, у «Газпрома – свыше 300 млрд. руб. Непосредственно на НИОКР у «Газпрома» предусмотрено всего около 190 млрд. до 2020 г. Проекты, заявленные в программе «Газпрома», в основном связаны с модернизацией инфраструктуры для обслуживания в значительной степени истощенных месторождений Западной Сибири, считают в «Эксперт РА». «РЖД» до 2015 г. потратят на НИОКР 54,8 млрд. руб.

При той системе управления, что существует в большинстве госкомпаний, в первую очередь в «Газпроме» и «РЖД», применять инновационный подход бессмысленно, считает Алексей Безбородов из Infranews: «Освоение денег идет безукоризненно, но оно не влияет на показатели работы компаний и качество услуг». Предусмотренное в инновационных программах снижение эксплуатационных и капитальных затрат, рост производительности труда и инновационный подход останется на бумаге, а в графе затрат на НИОКР средства будут увеличены и потрачены. Несмотря на постоянный рост инвестпрограмм «РЖД», пассажиропоток с 2004 г. сократился на 36%, грузовые перевозки – на 14%, а о качестве услуг можно судить, проехав на любом поезде, сетует он.

Серьезного эффекта программы не дадут, считает проректор Высшей школы экономики Андрей Яковлев: «Дело не в том, сколько компании тратят денег, а в том, есть ли у них стимулы для внедрения инноваций». У госкомпаний таких стимулов нет, а из-под палки инновации не развивают, уверен он: «Велик риск, что выйдут отчеты с красивыми цифрами по исполнению инновационных заветов правительства, но на практике ничего не изменится». Может возникнуть разве что небольшой косвенный эффект – расширение рынка для НИОКР, как это было с программой «Электронная Россия», надеется Яковлев.


 

Если Вас интересует сертификация Тольятти веб сайт Центр Качества это как раз то, что Вы искали.
 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.