Электрички сбежали от пассажиров.

Системе пригородного железнодорожного сообщения грозит коллапс. Сразу в десятках регионов резко сокращается количество маршрутов электропоездов. Такое развитие событий – закономерный финал непродуманной реформы «Российских железных дорог».

Несколько лет назад пригородное железнодорожное сообщение полностью обеспечивалось «РЖД». Из-за тарифных дисбалансов этот бизнес был убыточным и субсидировался за счет прибыли от грузоперевозок. В 2011 году железнодорожная монополия решила избавиться от нерентабельного направления, частично сняв с себя ответственность за развитие пассажирских перевозок. Были созданы 26 пригородных пассажирских компаний (ППК), учредителями которых на паритетной основе выступили «РЖД» и региональные власти. Предполагалось, что регионы будут формировать заказ на пригородные перевозки, регулировать тарифы, а если они расходятся с себестоимостью оказанных пассажирскими компаниями услуг, компенсировать разницу. Основные статьи затрат ППК складывались из платы за инфраструктуру, подвижной состав (получатель средств – «РЖД»), а также управленческих расходов. По программе структурной реформы «РЖД» пассажирские перевозки должны были стать безубыточными уже в 2012 году.

На деле все оказалось не так. Почему? Большинство регионов отказались субсидировать перевозки. Во-первых, потому, что формально не обязаны этого делать: законодательство устанавливает лишь право (а не обязанность) регионов заниматься организацией пригородного сообщения, федеральный закон об организации пассажирских перевозок до сих пор не принят. Во-вторых, некоторые региональные чиновники усомнились в адекватности выдвинутых «РЖД» расценок и тарифных методик, отметив их непрозрачность. По состоянию на середину 2012 года только 18 из 83 регионов полностью компенсировали убытки пригородных компаний. При потребности в региональных субсидиях порядка 16 млрд рублей в бюджетах регионов на эти цели заложено 6,6 млрд рублей. Прогнозируемый по итогам года убыток от пригородных перевозок составляет 10 млрд рублей (в прошлом году – 8,55 млрд рублей). У ППК накопилась колоссальная задолженность за аренду и ремонт подвижного состава, по выплате заработной платы локомотивным бригадам, многие компании оказались на грани банкротства. Общий долг операторов перед ОАО «РЖД» вырос до 30 млрд рублей.

Подлил масла в огонь премьер-министр Дмитрий Медведев, который на одном из последних совещаний предупредил о планируемой после 2013 года отмене дотаций из федерального бюджета на субсидирование перевозок (их ежегодный объем оценивается в 25 млрд рублей, из которых «РЖД» покрывается плата за инфраструктуру). Озадаченные такой перспективой, функционеры «РЖД» не стали искать сложных путей решения проблемы и объявили о сокращении объема перевозок в регионах-должниках. Главный риск такого решения – в негативных социальных последствиях. В то же время их масштаб вряд ли следует преувеличивать. Основной объем пригородных пассажирских перевозок (около 68%) сосредоточен в четырех регионах (Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области), три из которых пока не попали в «черные списки» злостных неплательщиков. В остальных 69 регионах перевозится 32% пассажиров. При этом в последнее время часть пассажиропотока с железной дороги оттянули более дешевые и предлагающие гибкие маршруты автобусы и маршрутные такси. Некоторые эксперты призывают срочно реанимировать прежнюю систему пригородного пассажирского сообщения, передав ее обратно в ведение «РЖД». Однако такая рокировка с неэффективным хозяйством вряд ли имеет какой-либо экономический смысл. Нужны не очередные схемы манипуляций с активами и денежными потоками, а разумная стратегия развития общественного транспорта на годы вперед, учитывающая региональные реалии и спрос на транспортные услуги.


 

Sizin etki seçin: fotoshop türkçe
 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.