Государство проверит справедливость дивидендов от РЖД

Росимущество проведет аудит деятельности железнодорожной монополии и ряда других госкомпаний

Федеральные чиновники решили проверить финансово-экономическую деятельность крупных промышленных и транспортных предприятий, в том числе «Российских железных дорог» (РЖД). Ревизорам предстоит не только оценить достоверность отчетности железнодорожной монополии, которую уже аудировал EY, но и проанализировать величину дивидендов, получаемых государством от РЖД, эффективность освоения выделенных из бюджета средств и соответствие действий менеджмента компании интересам Российской Федерации.

На прошлой неделе Росимущество объявило конкурс «на оказание аудиторских и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг в отношении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности» РЖД в 2011-2012 годах. Максимальная цена контракта 23,8 млн рублей. Также государство готово потратить 8,5 млн рублей на аудит Российской самолетостроительной корпорации «МиГ», почти 4,8 млн рублей на проверку Новороссийского морского торгового порта (НМТП), около 0,5 млн рублей Объединенной судостроительной корпорации и так далее. В РЖД вопрос о предстоящем аудите переадресовали в Росимущество.

Это плановая работа, которую проводит Росимущество в рамках своих полномочий. Как акционер, мы регулярно проверяем госкомпании, прокомментировали в ведомстве.

Например, в конце 2011 года была проведена аудиторская проверка ФГУП «Администрация аэропорта Домодедово» (балансодержатель аэродромного имущества федерального значения в Домодедово), в 2012 году «Аэрофлота».

Примечательно, что РЖД и НМТП отчитываются в соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности (МСФО) и их отчетность проверяют аудиторы из «большой четверки»: EY (бывший Ernst & Young) и Deloitte соответственно (отчетность «Аэрофлота» за те периоды, которые перепроверяло Росимущество, аудировала KPMG) . Аудиторам, нанятым Росимуществом, предстоит оценить работу своих предшественников, говорится в документах ведомства. В EY не стали комментировать желание Росимущества провести повторный аудит РЖД. Связаться с официальным представителем Deloitte не удалось. Как пояснили в Росимуществе, ничто не мешает тем же аудиторам поучаствовать в конкурсе на повторную ревизию.

Участники конкурса должны иметь опыт аудита отчетности не только по Российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ), но и по МСФО, а также опыт комплексной финансовой и юридической проверки бизнеса (due diligence), говорится в конкурсной документации.

Помимо стандартной проверки достоверности бухгалтерского учета и отчетности, аудитору от Росимущества предстоит оценить финансовое состояние организаций: платежеспособность, финансовую устойчивость, деловую активность. В числе прочего нужно проанализировать основные направления деятельности проверяемых компаний, объемы реализации, соответствие цен рыночному уровню и в целом оценить целесообразность продолжения деятельности. В ходе проверки необходимо выяснить характер использования организацией предоставленных ей средств целевого финансирования, оценить эффективность и обоснованности их освоения.

Но главное, Росимущество хочет выяснить, насколько в РЖД, НМТП и других компаниях соблюдаются интересы государства как крупного акционера. Аудитору предстоит оценить решения и действия органов управления организации на предмет их соответствия интересам самой организации и интересам Российской Федерации (в том числе с точки зрения их влияния на изменение финансового состояния организации). А также сравнить размер фактически полученной чистой прибыли плановой величине, определить долю прибыли, которая направляется на выплату дивидендов, и проанализировать обоснованность данной величины.

Это, конечно, не стандартный перечень услуг, которые предлагают аудиторам государственные и частные компании, очевидно, что здесь расширен управленческий блок, комментирует Виктория Смирнова, руководитель департамента аудиторских услуг АКГ «МЭФ-Аудит». Но ничего сверхсложного в задании нет.

В сентябре совет директоров РЖД (полностью принадлежат государству) рекомендовал не выплачивать дивиденды за 2012 год, а 13,4 млрд рублей (95% чистой прибыли по РСБУ) направить на финансирование инвестпроектов и вознаграждение членам совета директоров (оставшиеся 705,5 млн рублей 5% прибыли на формирование резервного фонда). По итогам 2011 года РЖД направили на выплату дивидендов 25% от чистой прибыли по РСБУ 4,2 млрд рублей.

Как раз сейчас правительство предлагает повысить нормативы дивидендов от госкомпаний.

Мы предусматриваем увеличение дивидендов по предприятиям с государственным участием, будем изымать сначала 25% по МСФО, к 2016 году предусмотрели увеличение этого показателя до 35% от чистой прибыли 2015 года, заявил в начале октября министр финансов Антон Силуанов.

Олеся Елькова

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.