Грузы скапливаются в узких местах

Сегодня общая протяженность узких мест в сети железных дорог оценивается в 6,1 тыс. км. Как правило, речь идет о самых грузонапряженных участках, которые являются частью основных маршрутов перевозки массовых грузов. «Около 90% узких мест приходится на направления, выполняющие до 80% грузооборота», — уточняет гендиректор Института экономики и развития транспорта Федор Пехтерев. При сохранении текущей динамики роста рынка грузовых перевозок к 2015 году может дополнительно закупориться еще примерно 8 тыс. км железных дорог. При сохранении нынешних темпов реконструкции железнодорожной инфраструктуры узкие места к 2015 году составят до половины протяженности основных направлений.

Если еще недавно наиболее проблемными считались выходы из Кузбасса на запад, из Восточной Сибири на восток, подходы к Уралу с запада и востока, то теперь к ним добавились «бутылочные горлышки» на подходах к портам. Спрос в Азии позволяет увеличивать объемы отгрузки через дальневосточные морские терминалы. Однако экспортный потенциал промышленности уже упирается в ограниченные пропускные способности железной дороги. «В советское время все основные грузопотоки двигались с востока на запад, инфраструктура на это была рассчитана, ориентирована в большей степени на сухопутные погранпереходы. Однако в последние годы экспортный грузопоток развернулся, двинулся на восток и пошел через порты. Никто не спрогнозировал темпы развития рынков в Азии. Железные дороги оказались не готовы к увеличению объемов перевозок в этом направлении», — говорит Федор Пехтерев. Из-за дефицита транспортной инфраструктуры наблюдаются длительные простои вагонов в станционных парках в припортовых районах, задержки поездов на подходах. Инфраструктура товарных станций оказалась не способна обеспечить растущий спрос на железнодорожные перевозки. Не хватает путей отстоя, обработки и формирования составов. Образуются очереди, возросли сроки доставки грузов. В этом году на припортовых железных дорогах ежесуточно простаивает в ожидании выгрузки 31,2 тыс. вагонов с экспортными грузами. Количество поездов, оставленных без движения, возросло в два раза по сравнению с прошлым годом.

Практически исчерпаны пропускные способности инфраструктуры в дальневосточном направлении. По некоторым оценкам, железнодорожные подходы к портам Ванино и Советская Гавань через несколько лет будут в два-три раза ниже пропускной способности интенсивно развивающихся морских портов. В пиковые периоды предъявления груза к перевозке либо при неблагоприятных погодных условиях на подходах к дальневосточным портам образуются пробки. Пропускная способность портов Юга России, Мурманска и железнодорожных подходов к ним тоже ограничена.

Инфраструктурные проблемы усугубляются управленческими, а также снижением качества диспетчеризации. Несколько лет назад в результате непродуманных реформ железнодорожного хозяйства ОАО «РЖД» лишилось собственного вагонного парка, который был передан коммерческим структурам и стал эксплуатироваться на рыночных условиях. Это негативно отразилось на эффективности всей системы управления движением: «РЖД» не сумело адаптировать систему диспетчеризации к новым реалиям. А они таковы, что вагонный парк вырос с 819 тыс. вагонов в 2003 году до 1,1 млн в 2012 году. «Раньше все вагоны находились в распоряжении «РЖД». Оно четко знало, где какая погрузка. Выбирались оптимальные расстояния. Сейчас диспетчеры видят тысячи вагонов уже после того, как они оформлены», — поясняет один из экспертов.


 

Если Вам нужны дешевые букеты роз в Екатеринбурге, то есть отличное место — магазин цветов Элегия. Здесь можно заказать доставку цветов или приобрести свадебный букет по очень выгодной цене.
 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.