Куда летит наш паровоз?

Горячие споры вокруг российского бюджета на 2013-2015 годы показали, что прежнего спокойствия, как было с бюджетами прошлых лет, не будет. Сокращение ассигнований по ряду статей было с тревогой встречено обществом. Одной из таких статей, финансирование по которым предлагается урезать, являются субсидии на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в поездах дальнего следования в плацкартных и общих вагонах. Эта «реформа» способна без преувеличения взорвать страну.

Предлагаемое сокращение субсидий с ранее запланированных 36,6 млрд до 14,8 млрд рублей Минфин объясняет так: мол, трудоспособные граждане должны оплачивать полную стоимость своей поездки. Но все ли трудоспособные граждане способны это сделать? Наряду с социальной стороной дела это предложение просто противоречит элементарной логике и целому ряду документов, регламентирующих работу железных дорог страны. Разберемся по порядку.

Согласно уставным документам «РЖД», одной из основных задач является «расширение комплекса и объема осуществляемых обществом работ и оказываемых услуг, повышение их качества». Лишение компании субсидий однозначно приведет к тому, что сократятся и объемы работ и услуг, потому чтопассажиров станет меньше. Вследствие этого сократится количество поездов, а вагонный парк обновляться будет медленнее. С теми суммами, которые предлагается выделить из бюджета в качестве субсидий, «РЖД» вряд ли сможет динамично развивать инфраструктуру. А ведь именно инфраструктура – одна из ключевых точек роста всей экономики, а транспортная инфраструктура – одно из главнейших условий устойчивого экономического развития. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что если мы хотим развивать наши территории (а иного выхода у нас просто нет), то нам жизненно необходимо выделять средства на развитие железных дорог. Предполагаемое же сокращение субсидий, можно сказать, ставит крест на этих планах. Кроме того, сокращение финансирования затронет не только «РЖД», но и его многочисленных партнеров, в частности вагоностроительные предприятия. С потерей заказов от «РЖД» их экономическое положение может серьезно ухудшиться, и не исключено, что через какое-то время государству придется выделять несравнимо большие средства на спасение отечественного транспортного машиностроения.

Вообще, ситуация с субсидированием перевозок в плацкартных и общих вагонах удивительным образом напоминает ситуацию с региональной авиацией в начале 90-х годов. Тогда государство также отказалось финансировать этот вид воздушного транспорта, он тихо умер, оставив без связи с другими населенными пунктами сотни городов, тысячи поселков, сел и деревень. Теперь же государство стремится возродить региональную авиацию, да только уже нет ни самолетов, ни аэродромов. Так неужели нам нужно еще раз наступить на те же самые грабли и «убить» самый массовый вид транспорта – железнодорожный? К чему нам это? Кому нужно, чтобы в стране перестали существовать почти 250 маршрутов, многие из которых являются единственными, связывающими регионы между собой? Кто хочет, чтобы школьники и студенты не смогли пользоваться железнодорожным транспортом, потому что будут отменены 50%-ные скидки на проезд, которые существуют для них сегодня? И все это произойдет из-за того, что кто-то опять решил сэкономить за счет самых незащищенных и малоимущих групп населения.

Остается надеяться, что здравый смысл все же возобладает, и если не в самом Минфине, то в правительстве найдутся те, кто поймет всю пагубность данной инициативы, которая может привести к деградации системы пассажирских железнодорожных перевозок, и примет решение выделить суммы субсидий в полном объеме. Тем более что для нашего бюджета эти суммы не столь уж велики, особенно на фоне других статей расходов.

Подводя итог, можно сказать, что наше государство не настолько бедное, что не в состоянии выполнить взятую на себя функцию заказчика социальных перевозок. Деньги на субсидирование компенсаций потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в поездах дальнего следования в плацкартных и общих вагонах, стоит выделить в полном объеме.


 

Bildene dine er grunnlaget for, at vi har skapt picjoke (online photoshop) — http://no.picjoke.net/
 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.