Кусочек благосостояния заверните

К распечатанному фонду национального благосостояния выстроилась длинная очередь активных претендентов. При этом обоснованность ряда проектов вызывает большие вопросы, а выверенная процедура экспертизы проектов отсутствует

Через 10 дней начнется забег с препятствиями для госкомпаний, которые хотят получить средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) и пенсионные накопления, находящиеся в доверительном управлении у ВЭБа. К 5 декабря Министерство экономического развития должно утвердить методику оценки инвестпроектов, которые претендуют на финансирование за счет этих средств. Известно, что инвестпроекты будут должны иметь паспорт, обоснование и — самое главное — в них должен быть заложен возврат средств ФНБ и минимальная доходность. Далее МЭР будет оценивать целесообразность финансирования инвестпроектов за счет средств ФНБ и направлять свою оценку в правительство, где и будет сформирован окончательный перечень проектов, на которые пойдут деньги фонда. Всего на инвестиции внутри России должно пойти не более 40% ФНБ.

Пока правительство одобрило только два инвестпроекта, на которые будут выделены средства ФНБ: строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области (ФНБ приобретет на 150 мрлд рублей облигации «Росавтодора» с минимальной доходностью инфляция + 1%) и модернизацию БАМа и Транссиба (в данном случае ФНБ на 150 млрд рублей приобретет привилегированные акции РЖД, пока доходность по ним составляет 2–3% годовых, но она может измениться).

У прочих госкомпаний свои планы. О желании профинансировать свои инвестпрограммы за счет ФНБ уже заявили «Россети», «Русгидро» и «Росатом»; кроме того, деньги из ФНБ могут быть направлены на развитие Московского авиаузла. Ранее 150 млрд рублей из ФНБ предполагалось вложить в строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань, но вице-премьер Игорь Шувалов после совещания об использовании средств ФНБ в начале ноября сказал, что вместо ВСМ деньги будут вложены в Московский авиаузел (правда, этот проект еще должно утвердить правительство).

Самая большая проблема в том, что финансирование инвестпроектов через вложения в уставный капитал или долговые обязательства госкомпаний, во-первых, побуждает последние раздувать свои инвестпрограммы, не заботясь об их эффективности, а во-вторых, еще больше усложняет задачу ограничения тарифов (легко заметить, что основная часть претендентов на деньги ФНБ — это компании с регулируемыми тарифами). Более того, есть ощущение, что крупные госкомпании стремятся использовать ФНБ как источник очень дешевых денег для поправки своего финансового положения, вместо того чтобы работать над снижением издержек. Как признался «Эксперту» источник в одной из энергетических компаний, «индексация тарифов нулевая, инвестпрограммы урезаются — надо же что-то делать».

Больше не копить

Фонд национального благосостояния был создан в 2008 году — вместе с Резервным фондом они заменили Стабилизационный фонд Российской Федерации. При этом основным «преемником» Стабфонда является именно Резервный фонд: он должен обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. ФНБ пополняется по остаточному принципу: налог на добычу полезных ископаемых в виде нефти и газа и вывозные таможенные пошлины на нефть, газ и товары, выработанные из нефти, перечисляются в него только после того, как будет наполнен Резервный фонд. С 2010 года Фонд национального благосостояния практически не пополняется, сегодня их объемы примерно равны: в Резервном фонде около 2,8 трлн, в ФНБ — 2,85 трлн рублей (см. график).

Отдельных законов о Резервном фонде и ФНБ не существует, они являются частью бюджета и поэтому регулируются Бюджетным кодексом и рядом других законов.

Важно, что изначально Фонд национального благосостояния вообще не должен был служить никаким корпоративным интересам, в том числе поддерживать инвестпрограммы госкорпораций. «Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации» — так описан функционал фонда на сайте Минфина России.

Напомним, с 2008 года действует программа софинансирования добровольных накоплений (так называемая «1000 на 1000»): граждане могут добавлять деньги к своим пенсионным накоплениям, получая от государства столько же, сколько они внесли. Вступить в программу можно было до октября 2013 года, само софинансирование рассчитано на десять лет. Однако граждане не особенно активно перечисляют в программу деньги, так что расходы государства на софинансирование добровольных накоплений сравнительно невелики: за четыре года, с 2009-го по 2012-й, на софинансирование было перечислено около 15,7 млрд рублей. Все остальное скапливалось на депозитах в ЦБ и ВЭБе.

В такой ситуации вполне логично было попытаться использовать средства, скопившиеся в ФНБ, как-то еще, в первую очередь на инвестиции внутри страны, на развитие инфраструктуры. Разговоры об этом пошли в правительстве еще осенью прошлого года, когда впервые наметилась тенденция затухания посткризисной волны экономического роста. В Послании Федеральному собранию в конце 2012 года Владимир Путин заявил, что часть средств ФНБ пора вкладывать в российские ценные бумаги, которые связаны с реализацией инфраструктурных проектов. «Чрезвычайно важное условие — и обращаю на это особое внимание: важно, чтобы они (проекты. — «Эксперт») были окупаемыми и давали устойчивый гарантированный доход, а не требовали постоянной подпитки из ФНБ или из федерального бюджета», — уточнил президент.

Именно после этого госкомпании и госкорпорации поспешили заявить о своих претензиях на средства ФНБ. Сегодня же схватка за деньги ФНБ приближается к кульминации.

Благосостояние энергетики

Сразу после ноябрьского совещания об использовании средств ФНБ Министерство энергетики подало в правительство заявку о выделении из фонда 262 млрд рублей на проекты «Россетей» и «Русгидро» в 2014–2020 годах. При этом основные средства, около 220 млрд рублей, пойдут «Россетям». Для «Русгидро» Минэнерго просит 46 млрд рублей.

О том, что «Россети» претендуют на деньги ФНБ, стало известно еще летом. Тогда компания планировала привлечение этих средств в свой уставный капитал за счет допэмиссии: как вариант, ФНБ мог бы приобрести привилегированные акции ФСК ЕЭС.

В компании «Россети» «Эксперту» сказали, что пока идет отбор инвестпроектов, на которые могут быть направлены средства ФНБ, и подготовка документации для этих проектов. Одним из приоритетов в «Россетях» видят развитие энергосетевого комплекса Сибири и Дальнего Востока.

Известно, что глава «Россетей» Олег Бударгин считает необходимым увеличить инвестпрограммы ФСК ЕЭС и «Россетей» с 155 млрд и 157 млрд рублей соответственно в 2013 году до 200 млрд и 250 млрд рублей в год, чтобы обеспечить замену устаревшего оборудования и необходимый уровень развития электросетевого хозяйства. При этом обе компании активно занимают средства и планируют в ближайшее время привлечь за счет выпуска инфраструктурных облигаций примерно по 100 млрд рублей. «Россетям» ничто не мешает занимать и дальше: это прибыльная компания (31 млрд рублей чистой прибыли за 2012 год), соотношение чистого долга и EBITDA также далеко от предельных значений и пока не дотягивает до двух (без учета долга ФСК ЕЭС). А вот эффективность «Россетей» оставляет желать лучшего. По итогам первого полугодия 2013 года операционные расходы холдинга по МСФО выросли на 18,7% к аналогичному периоду прошлого года — и это несмотря на программу оптимизации издержек. Сильнее всего у «Россетей» растут затраты на персонал.

Но больше всего вопросов вызывает инвестпрограмма сетевого холдинга. «За последние десять лет в сетевые компании холдинга МРСК и в Федеральную сетевую компанию было инвестировано более 2 триллионов рублей. При этом стоимость основных средств этих компаний, которые сейчас объединились в ОАО «Россети», на конец 2012 года составляет менее 1,5 трлн рублей. То есть практически все оборудование должно быть новым, но вместо этого нам рассказывают про растущий износ и запрашивают все больше и больше средств, — сказал «Эксперту» Василий Киселев, директор НП «Сообщество потребителей энергии». — Считаю, что в сетевом комплексе есть очень большой потенциал для повышения собственной эффективности. Именно здесь, а не в ФНБ следует искать средства для финансирования своих инвестпрограмм. А приоритетными, на мой взгляд, должны быть проекты по снятию сетевых ограничений и подключению новых потребителей».


 

Lada Granta цены и комплектации на сайте http://auto.ironhorse.ru
 

Страницы: 1 2 3

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.