Появление локальных перевозчиков нецелесообразно, так как приведет к снижению как технологической, так и экономической эффективности.

31 октября в центральном офисе ОАО «РЖД» в Москве под председательством президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина состоялось очередное заседание комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по транспорту и транспортной инфраструктуре. В нем приняли участие представители органов законодательной и исполнительной власти РФ, бизнес-сообщества, отраслевых союзов.

Мероприятие было посвящено рассмотрению последствий и возможных рисков создания локальных перевозчиков для отрасли, ОАО «РЖД» и потребителей железнодорожного транспорта.

Напомним, целевой моделью рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года, одобренной Правительством РФ в январе 2011 года, предусмотрено создание условий для развития конкуренции в перевозках грузов на железнодорожном транспорте – сначала в качестве эксперимента путем создания локальных перевозчиков на отдельных маршрутах/участках сети и реализации «пилотных» проектов по принципу конкуренции «за маршрут» и «на маршруте». В настоящее время функцию общесетевого публичного перевозчика выполняет ОАО «РЖД».

По словам президента компании Владимира Якунина, в ноябре 2011 года Правительственная комиссия по транспорту и связи приняла решение перенести мероприятия по реализации пилотных проектов на более поздний срок после внедрения эффективной технологии управления вагонным парком в условиях множественности операторов подвижного состава.

Глава ОАО «РЖД» отметил, что проведение столь существенных преобразований на железнодорожном транспорте, как появление множественности перевозчиков, может привести к возникновению рисков негативных и необратимых последствий для пользователей услуг.

На заседании комиссии РСПП были представлены результаты исследований по оценке модели деятельности локальных перевозчиков, проведенные консалтинговой компанией «А.Т.Кearny» совместно с АНО «Институт проблем естественных монополий».

В рамках этой работы проведен анализ зарубежного опыта, выявлены факторы воздействия деятельности локальных перевозчиков на технологические показатели работы железнодорожного транспорта, подробно проанализированы 17 маршрутов, представляющих интерес для деятельности потенциальных локальных перевозчиков в России. Также специалистами проведена оценка влияния создания этого института на финансовые результаты деятельности ОАО «РЖД» и транспортные издержки грузовладельцев.

В исследовании сделан вывод о том, что появление альтернативных перевозчиков на сети ОАО «РЖД» при неизменности тарифной системы неизбежно приведет к «эксплуатации» локальными перевозчиками тарифных «оптимумов», обеспечивающих более высокую финансовую эффективность отдельных перевозок (за счет дифференциации тарифов по классам и видам грузов, различного расхода топлива в регионах в зависимости от профиля участка, более высокой прибыльности коротких маршрутов, применения исключительно маршрутных отправок).

Возможность использования локальных тарифных «оптимумов» не будет стимулировать потенциальных локальных перевозчиков к повышению технологической эффективности и оптимизации собственной деятельности.

При этом «вымывание» выгодных по тарифным условиям перевозок у общесетевого перевозчика ОАО «РЖД» приведет к существенному снижению его выручки и общей рентабельности, росту тарифа в целом на железных дорогах и, как следствие, — стоимости услуги перевозки для значительного количества грузовладельцев.

Появление локальных перевозчиков создает риски неоптимального использования активов железнодорожного транспорта в условиях ограниченной пропускной способности инфраструктуры: отправка поездов составностью и весом ниже предельно допустимых норм, увеличение простоев в ожидании отправления, «недозагрузка» локомотивов, увеличение одиночного пробега локомотивов в депо и др.

Недостаток масштаба деятельности локального перевозчика приведет к снижению его технологической эффективности, что в условиях ограничения пропускной способности инфраструктуры повышает риск невывоза грузов.

Институт локальных перевозчиков в дополнение к существующему институту операторов грузовых вагонов существенно усложнит схему взаимодействия участников рынка грузовых перевозок, создав почву для дополнительных конфликтов и потенциальных сбоев работы железнодорожного транспорта.

По мнению участников заседания, формирование конкуренции на дефицитном ресурсе, в частности, железнодорожной инфраструктуре, неизбежно приведет к удорожанию услуг.

«При существующей нормативной базе, принципах построения Прейскуранта № 10-01, определяющего тариф на перевозку, все исследования показывают, что создание локальных перевозчиков даст отрицательный результат не только для ОАО «РЖД», но и для экономики страны в целом. При этом они не показали однозначной выгоды даже для возможного частного перевозчика. Необходимо исходить из целей реформы — снижение издержек экономики на транспортную услугу и обеспечение потребностей в перевозках», — подчеркнул Владимир Якунин.

Участниками заседания предложено рассмотреть возможность применения других механизмов, направленных на повышение эффективности деятельности ОАО «РЖД» как субъекта естественной монополии. Такими механизмами могут быть долгосрочная индексация тарифов, установление ключевых показателей эффективности, повышение эффективности системы управления и др.

По итогам состоявшегося обсуждения комиссией РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре будет принят протокол. Сформулированные в документе предложения планируется направить в органы исполнительной власти Российской Федерации.


 

Рекомендуем отличную фирму, в которой есть изоляция по ТУ с высоким качеством.
 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.