Рожденный пить взлететь не сможет.

В конце ноября 2012 года глава Российских железных дорог («РЖД») Владимир Якунин впервые с 2008 года заявил о снижении погрузки на сети железной дороги РФ. И этот тренд сохраняется до сих пор. На минувшей неделе глава «РЖД» на сетевом селекторном совещании вновь заявил, что и в первый месяц 2013 года погрузка продолжала падать — в сравнении с январем 2012 года она снизилась на 6%. Октябрьская железная дорога (ОЖД — филиал ОАО «РЖД») также отмечает, что в январе имело место падение объемов перевозок к январю 2012 г., притом даже несколько большее (на 8%), чем в целом по сети. Специалисты Минэкономразвития РФ, изучив статистику грузооборота по разным видам транспорта, объяснили негативную динамику на железной дороге тем, что часть грузов «пересела» из вагонов в автомобили. По данным Росстата, грузооборот на железной дороге в последнем месяце 2012 года оказался на 1,2% ниже, чем в декабре 2011 года, в то же время грузооборот на автомобильном транспорте увеличился на 12%.

 

Таможня поможет

В связи с падением погрузки Владимир Якунин поставил перед подчиненными задачу — привлекать дополнительные грузы. Подчиненные еще не успели подхватить инициативу начальника, как глава Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ Андрей Бельянинов выдвинул предложение, которое способно кардинально изменить грузопотоки в стране, во всяком случае на Северо-Западе России точно: чиновник предлагает запретить ввозить в Россию контейнеры автомобильным транспортом, переключив этот грузопоток на железнодорожников. По стечению обстоятельств, заявление главы ФТС совпало с подготовкой «РЖД» к запуску в коммерческую эксплуатацию c 2014 года на направлении Хельсинки — Москва так называемых контрейлерных перевозок, предполагающих, что автомобильные контейнеровозы будут пересекать границу России и Финляндии, а затем добираться до Москвы по железной дороге. Этот проект железнодорожники начали реализовывать еще в 2011 году. Странная логика. Эксперты отрасли и участники рынка, опрошенные «ДП», отнеслись к выводам чиновников с некоторой иронией, отметив, что в России если и может происходить отток грузов, то только с автомобильного транспорта на железнодорожный. Поскольку во многих регионах России, особенно на Северо-Западе, автодорожная сеть развита слабо и перевезти грузы можно только по железной дороге. Например, до Воркуты (Республика Коми) в теплое время года на автомобиле не добраться, можно рискнуть зимой, когда люди делают зимник — прокладывают дорогу по замерзшему грунту. «Снижение погрузки на железной дороге и рост показателей в автомобильном транспорте никак не связаны», — говорит Алексей Безбородов, директор информационно-аналитического агентства Infranews.

По мнению эксперта, сокращение погрузки на железной дороге — это своего рода инструмент политической борьбы за дополнительные бюджетные средства, инвестиции в дорогу. «Я проанализировал статистические данные и уверяю: никакого спада нет, все как обычно. Январское снижение связано с саботажем работников железных дорог — они попросту стали медленнее оформлять документы», — предполагает Алексей Безбородов.

Автоперевозчики тоже не заметили никаких изменений в предпочтениях грузовладельцев. «Конечно, сезонные колебания спроса возможны, но ни о каком глобальном перетоке спроса от железнодорожного к автомобильному транспорту речи не идет, — говорит гендиректор компании «Русский логистический провайдер» Руслан Кисс. — Автомобилем перевозятся грузы на расстояния, как правило, до 3 тыс. км. Только от безысходности на дальние расстояния грузовладельцы везут автотранспортом скоропортящиеся товары». Скорость — это главное преимущество автотранспорта. Товар на грузовике перемещается по стране со скоростью 60-70 км в час, тогда как на поезде товары проходят за час 20-30 км. Второе важное преимущество автотранспорта — цена. По этим двум причинам сегодня 75% грузов идет из Финляндии в РФ на автомобилях — это примерно 10 составов в сутки. Доставить контейнер на автомобиле, например, из порта Котка (Финляндия) в промзону Парнас (Петербург) стоит 45-55 тыс. рублей. Такой же контейнер из того же финского порта по железной дороге можно привезти за 50-60 тыс. рублей в промзону Шушары, а оттуда нужно везти на автомобиле до пункта назначения — это обойдется еще в 15-18 тыс. рублей. «Причем цены на автоперевозки в силу сильной конкуренции постоянно снижаются, чего нельзя сказать о железнодорожных тарифах», — отмечает вице-президент группы. Ежедневно в РФ из Финляндии въезжает около 1 тыс. контейнеровозов. Если этот груз перевести на железную дорогу, то количество составов, пересекающих российско-финляндскую границу, возрастет в 5 раз.

 

Пассажиры вылетают

В Минэкономразвития также отмечают, что «РЖД» теряют рынок не только в грузовом секторе, но и в пассажирских перевозках — пассажирооборот на железной дороге за прошлый год вырос на 3,4%, а на воздушном транспорте — на 17,3%. В результате в структуре пассажирооборота в 2012 году доля железнодорожного транспорта снизилась на 1%, а воздушного — выросла на 3,8%. Такую динамику чиновники объясняют, в частности, повышением деловой активности. Самым емким и прибыльным считается направление между Петербургом и Москвой. На нем «РЖД» пока удерживают лидирующие позиции — только скоростные поезда «Сапсан» перевезли за 2012 год около 3 млн человек, что на 10% больше, чем в 2011 году. Но авиаторы наступают на пятки — пассажиропоток из Пулково в столичные аэропорты за прошлый год возрос на 15,5%, до 2,6 млн человек. «Мы не конкурируем с «РЖД», у нас около 50% — это транзитные пассажиры, то есть люди пересаживаются в Москве на другие рейсы», — отмечает Ярослав Зубилов, директор по взаимодействию с органами власти ООО «Воздушные ворота Северной столицы». В общем, в пассажирских перевозках «РЖД» остаются вполне конкурентоспособным игроком, как минимум на маршруте Петербург — Москва, тем более что железнодорожники намерены вкладывать средства в развитие высокоскоростных магистралей и поездов, а это направление беспроигрышное — очевидно по тому же «Сапсану» и «Аллегро»: все составы загружены полностью, а потенциал рынка не исчерпан.


 

Любая фотосессия для беременных в Москве с высоким профессионализмом.
 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.