«РЖД» собирают вагоны

Парк растет, погрузка падает

Максимальный объем погрузки на российской железнодорожной сети зафиксирован в 1988 г. По сравнению с ним в 2013 г. количество порожних рейсов выросло на 3% до 71 вагоно-километров в сутки, а погрузка упала в 2 раза до 3,3 млн тонн в сутки. Число вагонов на сети «РЖД» с момента появления частных операторов (2007 г.) выросло в 2 раза до 1,2 млн. Якунин просил у правительства вернуть «РЖД» 30% полувагонов.

«Первая грузовая компания» ( ПГК) Владимира Лисина ведет переговоры с «РЖД» о передаче ей в управление части парка полувагонов, рассказали «Ведомостям» представители обеих компаний. «Речь идет о том, что ПГК участвует с «РЖД» в разработке технологии совместного управления порожними рейсами полувагонов, которая направлена на оптимизацию работы всей сети», пояснил представитель ПГК. Эксперимент будет запущен в двух филиалах «РЖД» на Северной и Октябрьской железных дорогах. Какое количество вагонов ПГК передаст «РЖД» и на каких условиях, собеседники «Ведомостей» не говорят.

ПГК крупнейший железнодорожный оператор в России. В ее управлении 195 000 вагонов (17% парка страны), в том числе 112 300 полувагонов и 44 700 цистерн.

«РЖД» с прошлого года предлагают операторам сдавать им вагоны в управление. При этом компания не собирается вмешиваться в отношения с клиентами, а будет отвечать лишь за доставку грузов и подачу порожних вагонов, объясняет представитель «РЖД». Это позволит операторам сократить плату за порожний пробег, а «РЖД» увеличить погрузку и скорость движения на сети за счет сокращения количества вагонов. Сейчас компания ведет переговоры о привлечении парка с несколькими частными операторами, отмечает представитель монополии.

«РЖД» уже договорились об управлении большей частью парка своей «дочки» «Федеральной грузовой компании» (ФГК). На днях они подписали соглашение о передаче 114 000 полувагонов (почти 84% от общего числа полувагонов компании), говорит представитель ФГК. Это позволит сократить количество порожних рейсов в 1,5 раза и уменьшить оборот вагона с 16 суток до 13, поясняет он. Таким образом, ФГК сможет сократить издержки на 3,6 млрд руб. в год, говорит представитель компании.

Для ПГК и ФГК проблема порожнего пробега оказалась наиболее острой, чем для других операторов: доходность от оперирования вагоном в 2013 г. снизилась в 2 раза до 400 руб./сутки, к тому же не весь парк задействован в перевозках, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.

Начавшаяся более 10 лет назад железнодорожная реформа предусматривала создание конкуренции между операторами подвижного состава. За «РЖД» должна была остаться лишь инфраструктура пути, вокзалы и проч. Так и происходило до сих пор. Последний вагон «РЖД» передали ФГК летом прошлого года. Эта компания должна быть приватизирована, но решение об этом будет принято после 2015 г. Передача операторами парка в управление «РЖД» возврат в прошлое, констатирует федеральный чиновник, курирующий железнодорожную отрасль. Но чиновники не возражают, добавляет он. Ведь передача в управление «РЖД» вагонов может улучшить технологию управления парком, отмечает чиновник. Дело в том, что скорость движения на сети «РЖД» в последние несколько лет неуклонно снижается. В первом полугодии 2013 г. она составила 234 км/сутки это на 20% ниже показателей 2007 г. Основной причиной этого президент «РЖД» Владимир Якунин называет рост количества вагонов на сети, из-за которого растет число порожних рейсов.

Снижение скорости движения на сети «РЖД» – просчет самой монополии, а вовсе не операторов, накупивших «много вагонов», говорит топ-менеджер одной из угольных компаний. Именно «РЖД» за несколько лет не смогли разработать внятную технологию перевозок. Передача парка «РЖД» позволит конкретным операторам решить свои проблемы, но не позволит снизить порожний пробег и повысить скорость движения на сети в целом, отмечает он.


 

Мобильный шиномонтаж от компании Мастер-Колесо — весь спектр услуг, предлагаемый стационарными шиномонтажами.
 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.