Суеверные фонды России.

Минэкономики опять покусилось на святое: ради масштабных госинвестиций в инфраструктуру оно хочет раскупорить кудринскую кубышку. Минфин привычно сопротивляется. Борьба между ведомствами за сотни бюджетных миллиардов в самом разгаре.

 

Уснувший Цербер

В конце января Госдума приняла в первом чтении законопроект о создании «Росфинагентства» (РФА), которому передадут управление суверенными фондами, пенсионными накоплениями и частью госдолга. Возможность учреждения такой структуры в правительственной и экспертной среде обсуждалась в течение нескольких лет, окончательное решение принял в июне прошлого года Владимир Путин: в Бюджетном послании он поручил правительству запустить работу агентства уже с начала 2013 года. Если законопроект пройдет через Госдуму без существенных изменений, под управлением РФА окажется гигантский объем средств.

Во-первых, это Резервный фонд: на 1 февраля там скопилось 2,6 трлн руб., или почти 4% ВВП. Это с учетом 700 млрд руб., которые перевел туда Минфин по итогам 2012 года. Во-вторых, Фонд национального благосостояния (ФНБ): в нем – 2,7 трлн. В-третьих, к РФА перейдет управление частью госдолга в форме ОФЗ и других облигаций на 4,5 трлн руб. В-четвертых, пенсионные накопления «молчунов» в ВЭБе, это еще 1,4 трлн. В сумме – более 11 трлн. Оговоримся, подсчет не вполне корректен: активы, конечно, нельзя складывать с пассивами. Зато он дает представление о финансовых потоках, которые пойдут через РФА.

Основная цель создания РФА – повышение качества управления и доходности государственных накоплений, появление разнообразных стратегий для их инвестирования. Сейчас средства бывшего Стабфонда находятся под управлением ЦБ и инвестируются столь же консервативно, как и золотовалютные резервы, – в надежные и высоколиквидные бумаги (в основном, в облигации развитых экономик), но с низкой доходностью. Это же резервы, главное тут – сохранность. Тем более что на их страже многие годы стоял теперь уже бывший министр финансов Алексей Кудрин.

Распечатали резервы только в кризис. Спасение экономики и социальной сферы обошлось государству, по оценке тогдашнего президента Дмитрия Медведева, в $200 млрд. Резервный фонд в 2008-2010 годах сократился со $140 млрд до $25 млрд, и начал пополняться только с 2011 года, когда среднегодовая цена на нефть вышла на уровень $110 за баррель.

После завершения острой фазы кризиса на резервы покушались не раз – и отраслевые лоббисты, и патриотичные финансисты, которые предлагали направлять накопления то на великие стройки, то на поддержку российского фондового рынка. Но, как и в докризисные времена, Минфину удавалось отражать их атаки. Брешь в обороне пробил Владимир Путин: в декабре прошлого года он заявил, что подушка безопасности сформирована, и уже в 2013 году можно вложить 100 млрд руб. из средств ФНБ в ценные бумаги, имеющие отношение к реализации инфраструктурных проектов.

По сути, именно в связи с этим поручением работа Минфина по созданию РФА возобновилась. Но как только появился ручеек, нарисовались и другие претенденты. «Мы ставим вопрос о том, чтобы создать внутри бюджета специальный фонд, который будет ориентирован на решение задач, связанных с инвестициями, – сообщил 30 января глава Минэкономики Андрей Белоусов. – Пока речь идет о механизмах использования части нефтегазовых доходов, которые аккумулированы в Резервном фонде, в рамках реализации инвестиционных программ».

Белоусов напомнил, что в свое время благодаря инвестфонду Минэкономики удалось создать нефтехимический кластер в Татарстане и ускорить строительство Богучанской ГЭС. Он также посетовал, что сейчас инвестфонд не работает, но добавил, что имеет поручение трансформировать его в Фонд развития. Говоря о сроках, Белоусов отметил, что в запуске ничего сложного нет: «Если будет принято решение направить 100 млрд из ФНБ, то можно фонд запустить уже в этом году».

Назвал Андрей Белоусов и первого претендента на пенсионные накопления «молчунов» в ВЭБе: «РЖД» представили проектов на 100 млрд руб., их можно реализовывать за счет пенсионных денег». Эти слова должны были порадовать вечно просящего у правительства денег главу «РЖД» Владимира Якунина. Особенно если они стали для него новостью.

 

На эти 2%

Но счет госинвестициям, видимо, пойдет скоро не на сотни миллиардов, а уже на триллионы. Кубышка распечатана, а Минэкономики предлагает смягчить «бюджетное правило». Напомним, что правило, принятое в декабре 2012 года, устанавливает неподлежащий расходованию размер Резервного фонда на уровне 7% ВВП. На этой цифре настоял Минфин. «Мы внесли предложение снизить соответствующую норму с 7% до 5%, а 2% – образуют фонд (Фонд развития), и я не считаю это, кстати, ослаблением бюджетного правила. Я считаю, что к бюджетному правилу это вообще никакого отношения не имеет», – заявил Андрей Белоусов.

Министру не нравится даже само словосочетание «смягчение бюджетного правила»: «Потому что можно смягчить бюджетное правило и ничего не решить, а можно чуть-чуть модернизовать и при этом решать задачи. Весь вопрос в том, куда эти средства будут направлены». Есть что-то суеверное в том, что министр не хочет называть смягчение смягчением, будто оно перестанет от этого быть таковым. А на что потратят деньги из Резервного фонда, особенно в таком количестве, вопрос совсем не праздный. Тем более что часть этих инвестиций окажется невозвратной.

«Наши расчеты показывают, что без расшивки узких мест в транспортной инфраструктуре мы не сможем обеспечить рост больше чем 3% ВВП. Но в транспортных и инфраструктурных проектах либо большие сроки окупаемости с низкой рентабельностью, либо вообще эти вложения невозвратные», – говорит Белоусов. По замыслу властей снятие инфраструктурных проблем на транспорте улучшит инвестиционный климат, откроет новые возможности бизнесу, приведет к повышению производительности труда и даст дополнительный рост ВВП.

Идеи Минэкономики нравятся не всем. Сильнее всего возражает традиционный оппонент этого ведомства – Минфин. За последние дни его глава Антон Силуанов уже несколько раз в довольно жесткой форме выступил против попыток покуситься на недавно одобренную бюджетную конструкцию. Главным образом его возражения сводятся к тому, что наращивание бюджетных расходов приведет к срыву планов довести к 2018 году уровень инфляции до 3-4% в год. То есть до уровня, при котором (при прочих равных) можно ожидать устойчивого роста долгосрочных частных инвестиций, причем в объеме, значительно превосходящем потенциал государственных капиталовложений.

 

Ну и, конечно, не надо забывать о мировом опыте.


 

Эффективное уничтожение вредных насекомых москва, а также дезинсекция и дератизация помещений.
 

Страницы: 1 2

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.