Так полетим.

Министр транспорта Максим Соколов недавно был гостем редакции, приняв участие в «Деловом завтраке» в «РГ». И рассказал о том, что волнует каждого, кто путешествует самолетом, поездом, по реке или автотрассе.

Вопрос: Почему авиабилеты в России такие дорогие?

Максим Соколов: Мы провели анализ, который показал, что стоимость билетов на международные рейсы у наших перевозчиков сопоставима, а зачастую и ниже, чем у иностранных авиакомпаний. Что же касается внутренних перелетов, региональных и в еще большей степени местных, то здесь цены действительно выше по сравнению с зарубежными странами.

Если внимательно проанализировать себестоимость перевозки, то есть структуру затрат перевозчиков, которая, собственно, помимо рыночных механизмов и определяет стоимость авиабилета. Так вот, основная доля затрат авиакомпании приходится на стоимость топлива, а это порядка 30%, далее по значимости идут стоимость владения воздушным судном, аэропортовые сборы и т. д.

В регионах основная причина дороговизны авиабилетов – это неразвитость рынка, отсутствие конкурентных механизмов при формировании цены. Когда рынка нет, то и затраты на поддержание нечастых региональных и местных перелетов оказываются очень высокими как у самих авиакомпаний, так и у аэропортов и аэродромов.

Что касается топлива, то месяц назад уже принято системное и антимонопольное решение. В аэропортах, которые обслуживают свыше 1 млн пассажиров в год, должно быть 2 топливно-заправочных комплекса (ТЗК). Если же аэропорт обслуживает более 5 млн, то 3. Такой подход даст хороший импульс развитию авиаперевозок. А это в свою очередь и будет способствовать снижению стоимости авиабилетов.

Вопрос: Где останутся льготные полеты за полцены?

Максим Соколов: Нашу страну часто сравнивают с Канадой по климату, по расстояниям. Но у канадцев стоимость региональных перевозок значительно меньше. На самом деле и американская, и канадская модель развития региональной авиации и внутренних авиалиний предполагает поначалу серьезную бюджетную поддержку на протяжении нескольких лет. Государство в этих странах субсидировало цены на билеты.

Мы же только-только приступили к таким программам. Вы знаете, что с 2009 года у нас идет субсидирование воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока и Сибири в европейскую часть страны и обратно. С 1 апреля по 31 октября пенсионеры, молодежь до 23 лет, а также инвалиды 1-й группы и сопровождающие их лица могут летать за полцены. По предварительным данным, в этом году авиакомпании реализовали более 465 тыс билетов. Общая стоимость программы – 3 млрд рублей в год.

Кроме того, начиная со следующего года в федеральном бюджете дополнительно запланировано по 5 млрд рублей ежегодно на развитие региональных авиаперевозок. Из них почти 3 млрд рублей планируется направить на субсидирование региональных воздушных перевозок пассажиров в Северо-Западном, Сибирском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах между пунктами, где нет железнодорожное сообщение.

Также в следующем году мы планируем совместно с субъектами Федерации на принципах софинансирования приступить к реализации пилотного проекта по развитию региональных перевозок в Приволжском федеральном округе. Пассажиры получат возможность воспользоваться прямыми рейсами внутри округа, а не лететь из Казани, например, в Самару через Москву. На эти цели бюджетом предусмотрено 300 млн рублей.

Вопрос: Когда полетим к морю за 500 рублей?

Максим Соколов: Я летал бюджетной авиакомпанией и, в принципе, остался доволен. Багажа с собой не было. Напитки, которые хотел, купил в полете.

Что мешает развивать лоукостеры? В российском законодательстве практически нет положений, препятствующих их созданию. А те, что есть – невозвратные тарифы, обязательная норма провоза бесплатного багажа, обязательное бесплатное питание и напитки и т. д., – мы в ближайшее время обязательно «подкрутим». В большей степени это все же вопрос бизнес-модели: грамотная маршрутная сеть, полеты на расстояние до 3 часов, оптимизированное расписание с оборачиваемостью воздушного судна до 20-30 минут и т. д. Развитие низкобюджетных перевозок – это, в первую очередь, все-таки задача бизнеса. Сегодня во многих аэропортах есть возможность обслуживать бюджетных авиаперевозчиков. Полагаю, частным инвесторам стоит вкладываться в воздушные гавани, которые имеют хорошие пассажиропотоки, от 500 тысяч.

Вопрос: Скоро в Питер из Москвы поедем по платному автобану?

Максим Соколов: В планах был 2019 год. Но у нас теперь новая «морковка» – чемпионат мира по футболу 2018 года. Госкомпания «Автодор», заказчик строительства головного участка этой дороги, выступила с инициативой по ее ускоренному вводу в эксплуатацию – до середины 2018 года.

Думаю, это было бы очень правильно. Сейчас обсуждаются различные схемы финансирования. В том числе прорабатывается возможность выпуска «Автодором» облигаций, обеспеченных государственными гарантиями. Строительные мощности есть. За последнее время этот рынок серьезно подтянулся. И что особенно важно, в части не только дорожного строительства, но и возведения туннелей и мостов.

Вопрос: Повышение суммы страховки не повлияет на стоимость проезда?

Максим Соколов: На социально значимых видах транспорта – электричке, автобусе, поездах дальнего следования – страховая премия, которую будет платить перевозчик страховой компании, в расчете на одного пассажира составит от 4 копеек до 76 копеек. Как видите, сумма небольшая. И она не дает оснований для существенного увеличения тарифов за проезд. Тем более что планируется отменить страховой сбор с самих пассажиров на междугородних маршрутах. На железной дороге он сейчас составляет 2,3 рубля, на автомобильном – 1,5 рубля.

Вопрос: Сократят ли число пригородных электричек?

Максим Соколов: С участием регионов, имеющих железнодорожное сообщение, уже создано 26 пригородных пассажирских компаний. Общаясь с губернаторами, всегда стараюсь донести до них главное: пригородные перевозки – это их сфера ответственности. Именно регионы должны формировать госзаказ на перевозки электричками, нести ответственность за финансирование. Никто лучше губернатора не знает, где какой вид транспорта целесообразнее развивать. Может быть, некоторые маршруты можно обеспечить за счет развития автобусного сообщения или, скажем, водного транспорта. А где-то никакой другой возможности, кроме электрички, нет.

Пока же практика помощи из федерального бюджета на обеспечение безубыточного уровня перевозок в пригородном железнодорожном сообщении сохранится. В следующем году на эти цели планируется выделить 25 млрд рублей.

Вопрос: А что будет с плацкартными вагонами?

Максим Соколов: Средняя цена плацкартного билета – 860 рублей. Мы понимаем, что для малообеспеченного населения, поддержания его мобильности, эффективных перетоков рабочей силы этот сектор надо поддерживать.

Предполагаю, что в следующем году цены на плацкартные перевозки, как при любой индексации тарифов, которые регулирует государство, вырастут в пределах 20%. Это обеспечит сохранение и существующих маршрутов, и спроса на такие перевозки. В то же время надо подтягивать себестоимость перевозки к цене билета. Здесь другого рецепта, к сожалению, нет, надо формировать именно такую, справедливую, модель ценообразования. Либо – прямое субсидирование, но такой возможности сегодня у бюджета нет.


 

Бани из бревна и срубы бань под ключ. Цены на строительство срубов бань от компании Твой Дом.
 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.