«Урбанизация вынуждает искать новые решения».

Год назад концерн Siemens создал в своей структуре новый сектор – инфраструктуры и города, объединивший технологии для мегаполисов и городской инфраструктуры. Его специалисты занимаются созданием интегрированных транспортных решений, систем автоматизации и безопасности зданий, оборудования для распределения электроэнергии и решений для интеллектуальных сетей. Руководитель сектора инфраструктуры и города Siemens Роланд Буш рассказал РБК daily, как развивается этот рынок в России и в мире и готово ли общество к масштабным инновациям в инфраструктуре мегаполисов.

Корр: – Недавно в рамках этого направления Siemens открыл в Лондоне первый центр по устойчивому развитию городов – «Кристалл», который должен стать плацдармом для разработки новых концепций будущего городов и их инфраструктуры. В «Кристалл» концерн Simens вложил 35 млн евро. Каким образом и как скоро вы сможете окупить эти инвестиции?

Роланд Буш: – «Кристалл» – это все-таки не совсем коммерческий проект. Как если бы компания строила штаб-квартиру, неуместно было бы говорить о возврате инвестиций – это часть инфраструктуры самой компании. А половина «Кристалла» – это часть инфраструктуры моего сектора. «Кристалл» – это демонстрация решений, позволяющих городам решать проблемы, с которыми они постоянно сталкиваются в сферах транспорта, энергетической инфраструктуры и энергоэффективности. И это здание позволяет нам представить картину в целом, а не только какую-то одну ее часть. Здесь трудятся наши менеджеры по работе с клиентами, эксперты из центра компетенций по городам. Здесь мы сможем встречаться, поддерживать постоянный диалог с нашими клиентами.

Тем не менее во второй половине здания размещается конференц-центр, который мы будем сдавать в аренду (и он уже забронирован до конца этого года), а также выставка для внешних посетителей (она тоже будет приносить доход). Это поможет нам сократить операционные издержки, но, повторюсь, это все-таки не вопрос возврата инвестиций.

Корр: – А в целом такие проекты – дань моде, часть имиджа или необходимость?

Роланд Буш: – Я думаю, и то и другое. Например, мы хотим привлечь клиентов, убедить их воспользоваться какой-то нашей технологией, и вот я сижу здесь, в сердце технологий Siemens, которые тут повсюду. Для нас это возможность показать, на что мы способны, и отличное место для ведения переговоров с клиентами.

Корр: – Какие проекты Siemens (в целом в мире) вы можете назвать лучшими практиками?

Роланд Буш: – Один из них, однозначно, Лондон: проекты по управлению дорожным движением, толлинговая система (система сбора платы за использование дорог), экспресс до аэропорта Хитроу, GPS-системы управления автобусами и т.д. Все это помогло увеличить транспортный поток почти на 37% и теперь приносит постоянный доход городу. В Берлине нам поручили оптимизировать энергоэффективность 120 зданий, включая школы, городской бассейн и другие объекты. В результате наших усилий их ежегодные затраты на электроэнергию сократились примерно на 5 млн евро. В Тель-Авиве у нас работает интересная система по сбору дорожных пошлин. Есть три линии, по одной из которых гарантирована скорость движения 80 км/ч. За пользование этой полосой вы платите определенную сумму. Если машин становится слишком много и скорость падает ниже 80 км/ч, нужно платить уже большую сумму. Кто-то может подумать: нет, это дорого, – и перестраивается, таким образом, полоса снова разгружается. Так мы поддерживаем постоянную скорость движения. Еще один важный для нас проект: в прошлом году мы получили крупнейший в истории Siemens заказ – на новый высокоскоростной поезд – это ICx для Deutsche Bahn.

Корр: – Чем же эта модель так примечательна?

Роланд Буш: – Там больше места, этот поезд более энергоэффективный. Составы можно по-разному комплектовать: три вагона, шесть, девять, двенадцать… Это, по сути, следующее поколение «Сапсанов», которые Россия закупает у нас. «Сапсан» тоже выдающийся поезд. И главное, мы не только поставляем поезда, но и проводим их сервисное обслуживание на месте. «Сапсаны» сейчас эксплуатируются на 99%, заказчики довольны.

Корр: – Какие еще у вас проекты в России?

Роланд Буш: – Есть интересный проект, который сейчас на стадии переговоров. Называется «Безопасная Москва». Речь о системе быстрой мобилизации служб экстренного реагирования при несчастных случаях, пожарах и т.д. Опыт 11 сентября показал, насколько важно, чтобы различные службы спасения действовали совместно и скоординированно. После той трагедии многие города задумались о создании интегрированных систем, чтобы вся информация собиралась в одном месте, а потом распространялась по службам экстренного реагирования. Такие проекты реализуются в США, Индии, а теперь и в Москве.

Также в России мы работаем над толлинговой системой для грузовиков, а в дальнейшем – для легковых автомобилей. Так что, я считаю, Москва и Россия в целом постепенно принимают новые технологии.

Корр: – Ваши клиенты в секторе инфраструктуры и городов не коммерческие организации, а сами города. Работать с властями сложнее, чем с обычными заказчиками?

Роланд Буш: – Иногда. А иногда нет. Мэры управляют городами, как директора – компаниями. Они должны знать, как сбалансировать затраты. Это очень хрупкое равновесие: сколько потратить на культуру, сколько на образование, сколько на метро. Это очень трудно, но есть мэры, которые делают это блестяще, с ними можно работать как с руководителями компаний.

Корр: – Российские чиновники, например, достаточно гибки, чтобы предлагать им инновационные идеи?

Роланд Буш: – Я бы сказал, да. Не могу обобщать, но я имел дело с губернатором Свердловской области, и мне показалось, что он точно знает, чего хочет, разбирается во всех деталях проекта.

Корр: – Что за проекты у вас в Свердловской области?

Роланд Буш: – Мы обсуждали железнодорожные перевозки, расширение трамвайной сети в Екатеринбурге, говорили об энергоэффективности зданий, о системах управления транспортом, а также, кстати, о новой железнодорожной станции в Екатеринбурге. Там может быть построена гигантская станция, своего рода хаб. В этом проекте мы тоже хотели бы принять участие.

Корр: – Simens участвует в 300 проектах в разных аэропортах мира. В России сейчас планируется несколько масштабных реконструкций аэропортов. Что вы могли бы предложить нашему рынку?

Роланд Буш: – Мы хорошо зарекомендовали себя в системах управления багажом, которые обеспечивают автоматизацию перемещения багажа в аэропортах. Например, в Пекине гигантская система наша. В Дубае система такая масштабная, что на ее конструкцию ушло больше стали, чем на Эйфелеву башню. В Дубае перед нами стояла задача обеспечить пропускную способность 80 млн пассажиров в год.

Поэтому, я думаю, нам есть что предложить России, особенно для Сочи и к чемпионату мира по футболу 2018 года. В нашем портфолио есть решения для такого рода мероприятий, например временные терминалы аэропортов как решение для того, чтобы справиться с большим пассажиропотоком. Российским аэропортам, тем более региональным, участвующим в спортивных мероприятиях, необходимо комплексное решение, простое и энергоэффективное, которое обеспечивало бы их существующие потребности, а в перспективе могло бы быть расширено. Мы начали разрабатывать концепцию подходящих для российских аэропортов решений.

Корр: – В целом насколько велик рынок решений для городов?

Роланд Буш: – Мы оцениваем его в 300 млрд евро в год. Если сконцентрироваться на моем секторе, на него приходится 236 млрд евро в год. Сюда мы включаем решения для аэропортов, толлинговые системы, решения для метро, систем легкорельсового транспорта, железнодорожного транспорта, системы автоматизации и безопасности зданий, распределения энергии.

Корр: – А на какой стадии развития, по вашему мнению, находится рынок решений для городов?

Роланд Буш: – Если коротко, этот рынок уже есть, потому что города уже есть. Но появляются новые вызовы: экономия энергии, борьба с пробками, смог. Это развивающийся рынок, быстрорастущий. Урбанизация вынуждает искать новые решения, совершенствовать энергетическую систему и т. д. И главное, это рынок радикальных инноваций. Нельзя улучшать технологии понемногу, так вы ничего не добьетесь. Нужно думать смело и менять все кардинально.


 

Экологически чистые, теплые одноэтажные дома из клееного бруса в компании FINNLOG
 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.