«В будущем Новая Москва станет донором городского бюджета».

Со сменой правительства Москвы столичные чиновники отменили строительство 9 млн кв. м недвижимости, что было расценено застройщиками как начало стагнации девелоперского рынка. Власти Москвы не хотят терять инвесторов, заверил в интервью «Ъ» глава стройкомплекса и вице-мэр Марат Хуснуллин. Правда, теперь приоритет отдается строительству дорог, социальных объектов и гостиниц.

Корр.: В этом году бюджет города увеличил финансирование стройкомплекса на четверть, до 317 млрд руб. Большая часть этих средств идет на строительство дорог и метро. При этом каждый год растет бюджетный дефицит. Напрашивается вывод: власти Москвы, решая одну важную проблему, могут столкнуться с другой, не менее важной – сокращением социальных расходов.

Марат Хуснуллин: Увеличение финансирования на дорожно-транспортную инфраструктуру никак не повлияло на социальные расходы. Всем комплексам правительства Москвы поставлена задача максимально рационально использовать средства из бюджета. Например, мы отказались от финансирования строек за пределами Москвы. Таких объектов у нас несколько десятков – например, дома в ближнем зарубежье, агрокомплекс в Калужской области. На первый взгляд средства, направляемые на строительство таких объектов, некритичны для городского бюджета, но в целом сумма значительна.

Корр.: Чтобы удержать баланс между доходами и расходами бюджета власти города обещали отдать строительство некоторых дорог концессионерам. Пока даже нет пилотного проекта. Идея с концессиями жива?

Марат Хуснуллин: Мы отлично понимаем, что без концессионеров нам не обойтись. У нас задача за пять лет (на средства бюджета) завершить капиталоемкие и сложные с точки зрения технических задач проекты по строительству и реконструкции дорог. На пятилетний срок в адресной инвестиционной программе города, в рамках которой бюджет финансирует строительство, на реконструкцию дорог предусмотрено около 500 млрд руб. После 2016 года в дорожном строительстве мы планируем заниматься локальными мероприятиями, если только не появятся концессионные варианты.

Корр.: Вы начали прорабатывать планы по конкретным дорогам, которые будут строиться по концессионному соглашению?

Марат Хуснуллин: Мы были готовы объявить конкурс на отбор концессионера по строительству северного дублера Кутузовского проспекта (вложения оцениваются в 45 млрд руб.), но отложили принятие решения по обращению жителей, которые не хотят, чтобы трасса проходила вблизи их домов. Сейчас пересматриваются технические решения, что может повлечь за собой увеличение сметы. Поэтому мы пытаемся найти баланс между интересами города и потенциальных концессионеров. Более реально сейчас запустить проект строительства на средства частных инвесторов южного дублера Кутузовского проекта (по предварительным оценкам, затраты могут составить около 30 млрд руб.). В этом случае у нас нет проблем с жителями и есть интересанты из числа девелоперов, строящих в этом районе.

Корр.: Вы имеете в виду ВТБ и «Интеко»?

Марат Хуснуллин: Да, но помимо них есть еще ряд структур, у которых есть планы по строительству вдоль будущего южного дублера Кутузовского проспекта более 1 млн кв. м недвижимости. Мы собрали всех девелоперов, подсчитали вместе затраты и пришли к пониманию, что дублер строить надо. Сейчас ведем переговоры с футбольным клубом «Спартак» (принадлежит совладельцу ЛУКОЙЛа Леониду Федуну), которому принадлежит одноименный стадион, где будут проходить матчи в рамках чемпионата мира по футболу в 2018 году, о строительстве за его счет дороги к спортивной арене. В принципе со всеми интересантами взаимопонимание есть. Нужно определить и юридически отладить механизмы и эту работу организовывать.

Корр.: Какие есть варианты помимо концессии?

Марат Хуснуллин: Например, девелоперы вносят необходимую сумму в дорожный фонд, город проектирует и строит. Либо город строит за свой счет дороги, потом передает их на баланс девелоперам, и дальше они отвечают за эксплуатацию и дальнейший ремонт. Некоторые небольшие дорожные стройки застройщики могут взять на себя и без всяких концессий, как сделал Арас Агаларов (владелец Crocus International). Мы договорились с ним, что дополнительные съезды с МКАД и разворот на эстакаду к «Крокус-Сити» компания построит за свой счет и оставит эти участки у себя на балансе.

Корр.: Город может сэкономить на содержании построенных дорог, подписывая контракты жизненного цикла, обязывающие генподрядчика отвечать за качество дорог в течение 10-15 лет. Не планируете вводить такую систему?

Марат Хуснуллин: По городским бюджетным дорогам внутри МКАД вариант с контрактами жизненного цикла не рассматривается. Этому есть одна существенная причина: как правило, дорогу строит один подрядчик, развязку или съезд – другой. Как в ситуации таких пересечений заключать подобные контракты? Не исключено, что такой механизм мы попробуем использовать в дорожном строительстве на присоединенных к Москве территориях. Там нет таких обременений, как внутри города. В Москве построить или реконструировать дорогу – это не просто положить асфальтовое покрытие. В первую очередь это перекладка коммуникаций, обеспечивающих электричеством и газом целые микрорайоны. При строительстве транспортной инфраструктуры, включая метро, у нас более 1,6 тыс. различных обременений: начиная от торгового центра площадью 2-3 тыс. кв. м и заканчивая рекламными конструкциями или заборами.

Корр.: По проекту реконструкции Ленинградского шоссе с развязкой на МКАД город передал генподрядчику – «Мостотресту» Аркадия Ротенберга очищенную от всех обременений площадку. Такая практика будет использоваться повсеместно?

Марат Хуснуллин: Мы стремимся к тому, чтобы все площадки, которые город передает генподрядчикам или инвесторам, были подготовлены к работам. Стройкомплекс создал отдельное предприятие «Управление по подготовке территорий», которое занимается освобождением площадок. Вся государственная машина работает на снятие обременений со стройплощадок. Но поскольку у нас первым в списке идет строительство метро, все силы управления брошены в этот сектор. По тем участкам в дорожном строительстве, где город не успевает сам подготовить площадки, мы просим это сделать генподрядчика.

Корр.: Год назад власти активно предлагали инвесторам строить у станций метро транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) с торговыми площадями. Но теперь большую часть таких узлов будут строить «РЖД». Как это соотносится с прежними заявлениями?

Марат Хуснуллин: Наша задача, чтобы метро и железная дорога стали единой сетью. Метрополитен полностью будет в увязке с железной дорогой (по такому принципу, например, работает общественный транспорт в Берлине и Мюнхене). Фактически схемы развития метрополитена и железных дорог есть. Простой пример: у нас есть сейчас планируемая станция метро на Рязанском проспекте, там у нас две линии железной дороги. Станция должна быть готова к 2015 году, значит, и «РЖД» необходимо свои железнодорожные платформы к этому моменту привести в порядок. Было решено, что «РЖД» будут строить ТПУ в тех районах, где основной пассажиропоток обеспечивает железная дорога. У монополии есть специальная дирекция железнодорожных вокзалов, которая как раз занимается развитием этого направления и имеет финансовые ресурсы. В рамках развития Малого кольца Московской железной дороги по 19 крупным ТПУ работа организована совместно с городом, а остальные узлы, планируемые на строящихся и существующих станциях метрополитена, – за ГУП «Московский метрополитен».

Корр.: На одном из заседаний вы призывали инвесторов строить социальные объекты, обещая им без очереди согласовывать всю разрешительную документацию. Вы уверены, что кому-то это может быть интересно?

Марат Хуснуллин: У нас есть разные интересанты по этой теме. Например, девелоперы, желающие строить жилье в промзонах, где давно нет никаких производств. Они прекрасно понимают, что без социальной инфраструктуры их квартиры не будут котироваться на рынке. Есть профильные компании, развивающие частные школы и клиники. Они тоже проявляют интерес к площадкам, которые мы предлагаем для застройки социальными объектами. Третья категория – это крупные корпорации и компании, которые в виде благотворительности за свой счет строят школы и больницы.

Корр.: В этом году принята программа по строительству новых гостиниц. Подобный проект существовал и раньше, но он так и не был реализован. Обновленная программа не забуксует?

Марат Хуснуллин: Объективно сейчас мы меньше оказываем содействия строительству жилья в пользу гостиниц. Принимая решения по застройке того или иного участка жильем, мы сталкиваемся с жесткой необходимостью создавать социальную инфраструктуру. В гостиничных проектах такой нагрузки нет, поэтому и у нас больше возможностей выдавать всю разрешительную документацию для строительства отелей быстрее. В Москве существует серьезный дефицит гостиничных мест. Мы надеемся, что к 2025 году в Москве будет построено гостиниц общей площадью около 6 млн кв. м – это почти 80 тыс. номеров.


 

Качественные шкафы-купе по низким ценам. Профессиональное изготовление и монтаж.
 

Страницы: 1 2

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.