Владимир Якунин попросил на Транссиб

«РЖД» предупреждают: инфраструктурные проекты, поддержанные президентом Путиным, неокупаемы. Поэтому «РЖД» предлагают выделить им деньги на БАМ и Транссиб из бюджета.

На финансирование инфраструктурных проектов из фонда национального благосостояния (ФНБ) нужно выделить 450 млрд. руб., поручал правительству президент Владимир Путин на экономическом форуме в Санкт-Петербурге, деньги следует вложить в модернизацию Транссиба, строительство Центральной кольцевой автодороги и высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань. Предполагалось, что государство выкупит на средства ФНБ облигации компаний, которые займутся реализацией проектов. В случае с Транссибом и железной дорогой до Казани это должны были быть «РЖД».

Как выяснили «Ведомости», с исполнением этого поручения Путина возникли проблемы. «РЖД» уведомили правительство и ведомства, что модернизация Транссиба – неокупаемый проект, а средства ФНБ инвестируются только на возвратной основе, рассказывают несколько человек в аппарате правительства, высокопоставленный источник в Минтрансе и чиновник Минэкономразвития. «РЖД» предложили внести обещанные правительством 260 млрд. руб. на развитие Транссиба и БАМа в уставный капитал через допэмиссию, сообщают собеседники «Ведомостей», а в правительстве рассматривается возможность оплаты допэмиссии как за счет средств ФНБ, так и из бюджета. Окончательного решения нет, знает один из чиновников, возможно, все-таки будут облигации.

Деньги ФНБ в неокупаемый проект вложить нельзя, отмечает высокопоставленный чиновник Минфина, нужно бюджетное финансирование, но в проекте бюджета на 2014–2016 гг. эти деньги не предусмотрены.

На 1 июля в ФНБ было 2,8 трлн руб. Распоряжение правительства об управлении ФНБ разрешает Минфину до 50% средств ФНБ держать в акциях, но Минфин консервативен в тактике и инвестирует преимущественно в гособлигации. Если средства ФНБ будут инвестированы в капитал «РЖД», встанет вопрос, как они будут возвращаться и кто будет акционером «РЖД», удивлен один из собеседников «Ведомостей».

Вице-президент «РЖД» Вадим Михайлов недавно предлагал два варианта инвестирования госсредств в БАМ и Транссиб: либо бюджетное, либо из ФНБ, но безвозвратное.

БАМ и Транссиб действительно неокупаемы, констатирует Владимир Савчук из Института проблем естественных монополий: основной груз там – уголь, а тарифы на его перевозку низкие: 0,18 руб. за тонно-километр, затраты же «РЖД» – 0,37 руб. за тонно-километр.

Единственный вариант возврата средств ФНБ – повышение тарифа, продолжает Савчук, но на это не согласятся грузоотправители, транспортные издержки которых резко вырастут. И Путин в июне ограничил повышение тарифов монополий уровнем инфляции.

В начале апреля премьер-министр Дмитрий Медведев пообещал «РЖД» 260 млрд. руб. на БАМ и Транссиб – тогда речь шла о бюджетных деньгах. Но Путин, говоря об инфраструктурных проектах для стимулирования экономического роста, назвал ФНБ в качестве источника средств для «РЖД» и оставил в числе проектов только Транссиб.

Представитель Минфина подтвердил «Ведомостям», что речи о выделении из ФНБ средств на БАМ сейчас не идет.

Но за БАМ вступился президент «РЖД» Владимир Якунин. В пятницу на совещании у Медведева он заявил: «Для нас Транссиб и БАМ – это вещи взаимосвязанные, поэтому если бы можно было доложить главе государства, то наша позиция заключается в том, что, по всей видимости, мы должны рассматривать все-таки эти две магистрали, не просто Транссиб».

В начале прошлого года первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил «РЖД» и профильным ведомствам рассмотреть возможность увеличения пропускной способности БАМа и Транссиба. К 2020 г. пропускная способность магистралей должна увеличиться на 50 млн. т в год с нынешних 16–18 млн. т. Весной 2012 г. «РЖД» представили в правительство расчеты, по которым общая сумма инвестиций в проект модернизации магистралей – 918 млрд. руб. (в ценах 2011 г.). В этом году объем инвестиций в проект пересчитали – он снизился до 560 млрд. руб. Самостоятельно «РЖД» могут изыскать на увеличение пропускной способности БАМа Транссиба только 302 млрд. руб.


 

Любая защита прав покупателя в украине на сайте Glasnaroda
 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.