Якунин vs угольщики

Главы угольных компаний вместе с министром энергетики Александром Новаком пытались убедить президента: тарифы ОАО «РЖД» велики, а, учитывая падающие цены на уголь, могут стать и неподъемными. «РЖД» и без того возят уголь себе в убыток», — ответил им Владимир Якунин, сославшись на 79 млрд. руб. убытка, и согласился давать скидку инвесторам в инфраструктуру, только если они сами будут ее обслуживать.

Цены на уголь продолжают падать второй год подряд, прибыль российских компаний сведена к нулю, а некоторые ушли в минус, рассказали Владимиру Путину на президентской комиссии по развитию ТЭКа. В Кемерово было приглашено около 60 человек (все ключевые министры, помощники президента, бизнесмены и профсоюзные лидеры).

«Объем добычи и производительность лучше, чем в советские времена», — с удовлетворением отметил президент. Проблемы в сбыте — экспорт растет (плюс 17%), но внутренний рынок проседает (на 7% за последние пять лет). «Ситуация если и не критическая, то тревожная как минимум», — отметил Путин. И призвал экспортеров, несмотря на падающие цены, крепко стоять на завоеванных позициях: «Вернуться будет сложно, если вообще возможно».

При сбыте угля как на внутренний, так и на внешний рынок проблемы одни: не хватает железных дорог, средняя скорость движения поездов чрезвычайно низкая, а тарифы высокие. «Почему угольщики построили участок дороги, а потом должны платить как все? Где стимул для инвестиций?» — удивился Путин.

Рентабельность угольных активов вызывает опасение, заявил министр энергетики Александр Новак. «В 2013 году прибыль компаний к нулю сведена, ранее они от 70 млрд. до 130 млрд. руб. в год получали прибыль до уплаты налогов, — подсчитал министр. — Доля транспортных расходов при экспорте составляет 50-55%. Необходимо наконец перейти на долгосрочное тарифное регулирование».

По прогнозам экспертов, доля угля в мировом энергопотреблении упадет с 24 до 18%, но с ростом спроса продажи все равно будут расти на 0,8% год. «Конкуренция обостряется, — продолжил Новак. — Необходимо повышать конкурентоспособность и стимулировать внутренний рынок потребления, модернизировать железнодорожную и портовую инфраструктуру, давать преференции для новых месторождений».

Уголь — пятый по выручке при экспорте 13 млрд. долл. в год, напомнил гендиректор Сибирской угольной энергетической компании Владимир Рашевский. Но цены только в 2012 году упали на 20%, а если взять в расчет предыдущий год, то это минус 40-60%. Убыток компаний от экспорта — 3,5 млрд. руб. При этом Россия не уникальна: 30% экспортно-ориентированных отраслей мира работает в убыток. Спасает запас прочности, заложенный в тучные годы. «Но цены падают второй год подряд, и просвета не видно», — вздохнул Рашевский. «Железнодорожный тариф в перспективе будет иметь определяющее значение, — информировал он президента. — Скачок, и нас это немедленно выбивает с рынка». Из рецептов он предложил долгосрочный тариф и скидку, если компания инвестирует в железнодорожную инфраструктуру. Согласился с ним и глава совета директоров угольной компании «Кузбассразрезуголь» Андрей Бокарев.

Глава «РЖД» Владимир Якунин ответил на это, что доходная ставка на перевозку каменного угля на 68% ниже других, даже ниже себестоимости. «Убытки от перевозки каменного угля составили 79 млрд. руб.», — доложил он президенту, отметив, что проблемы угольной отрасли за счет «РЖД» не решить. Скидку компаниям, инвестирующим в железную дорогу, Якунин согласился дать, только если они будут обслуживать построенную инфраструктуру. «Иначе мы все равно будем в убытке», — сокрушался он.

Путин согласился, что решать проблемы одной отрасли за счет другой — себе в убыток. И предложил правительству найти баланс. А насчет уже построенных за счет угольных компаний участков железной дороги усомнился. «Как в анекдоте: что, конвертики уже ничего не стоят? — недоумевал президент. — Деньги-то компании уже вложили!». А самим угольным компаниям предложил «прописаться» в России, а не где-то в офшорах. «Во всем мире вопрос ставится именно так, — продолжил Путин. — Цивилизованный подход: налоги платятся по месту ведения бизнеса, тем более если речь идет о недрах».


 

Узнай точно, что лучше Опель Астра или Мазда 3.
 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.