Железные дороги не справились с вагонами.

ОАО «РЖД» принципиально меняет подход к организации перевозок, фактически отказываясь от оперирования вагонами, которого до недавнего времени активно добивалось. Монополия массово возвращает дочерней «Федеральной грузовой компании» (ФГК) привлеченные у нее полувагоны. В аренде у ОАО «РЖД» осталось лишь около 50 тыс. полувагонов, хотя правительство разрешило привлечь до 88 тыс. В монополии говорят, что с операторского рынка ее вытесняют демпингующие конкуренты, в частности «Первая грузовая компания». При этом ФГК, которая в 2012 году почти весь парк сдавала ОАО «РЖД», становится заметным игроком.

О том, что ОАО «РЖД» возвращает ФГК арендуемые вагоны, «Ъ» рассказали несколько участников рынка. В прошлом году монополия арендовала у дочерней компании 103-106 тыс. полувагонов, в начале года их число было уменьшено до 79,5 тыс., но в течение февраля ОАО «РЖД» вернуло ФГК еще около 30 тыс. вагонов. В пресс-службе монополии подтвердили, что сейчас у ФГК арендуются лишь 50 тыс. полувагонов.

В последние два года, после выведения из ОАО «РЖД» почти всех вагонов в дочерние «Первую» и «Вторую» грузовые компании («Первая» продана структурам Владимира Лисина, «Вторая» стала ФГК), монополия активно добивалась возврата в той или иной форме хотя бы части парка, утверждая, что без него не может эффективно организовывать перевозки на сети. В 2012 году ОАО «РЖД» привлекало подвижной состав у ФГК по специальному постановлению правительства (для перевозки военных и социальных грузов, а также для выполнения функции публичного перевозчика, по которой монополия обязана предоставить фактически любому заявителю вагон под погрузку). Эта практика вызывала большие нарекания у частных операторов, по их мнению, привлеченный парк имел приоритет на инфраструктуре, к тому же использовался и на коммерческих маршрутах, например для экспорта угля. Операторы выражали готовность взять на себя функции, которые исполняет парк ОАО «РЖД», в том числе через создание электронной площадки, на которой любой грузоотправитель может заказать вагон и гарантированно его получить (разработка этой технологии продолжается).

В итоге в конце 2012 года правительство согласилось, что размер парка, который арендует ОАО «РЖД», нужно поэтапно уменьшать, и установило для монополии планку максимум 88 тыс. полувагонов. До такого размера арендуемый парк монополия должна была уменьшить как раз к 1 марта. Перевыполнить установку правительства ОАО «РЖД» вынудил рынок, поясняет высокопоставленный источник в монополии. «Мы ограничены в тарифной политике. Сейчас работаем по прейскуранту, ставка составляет около 700 руб. за вагон в сутки. В то время как операторы, в первую очередь крупные, жестко демпингуют, ставка у «Первой грузовой компании» уже опустилась до 500-600 руб. У нас просто нет спроса на вагоны, поэтому и отдали их обратно ФГК, которая может работать на рыночных условиях», – пояснил собеседник «Ъ». Впрочем, уже в ближайшее время для парка ОАО «РЖД» будет введено формульное ценообразование (ставка будет меняться в соответствии с динамикой ряда показателей).

При этом топ-менеджеры ОАО «РЖД» до сих пор настаивают, что только при наличии у монополии парка вагонов можно обеспечить эффективную работу всей сети. Вице-президент ОАО «РЖД» Анатолий Краснощек вчера заявил, что для выхода на общую погрузку свыше 3,5 млн тонн в сутки у ОАО «РЖД» должно быть не менее 25-30% общего парка полувагонов в стране, то есть порядка 150 тыс. Как монополия теперь планирует сформировать такой парк, пока неизвестно. «Возможно, все-таки будем работать с частными операторами, но необходимы взаимовыгодные условия», – поясняет источник «Ъ».

Между тем ФГК, которая на рынке полувагонов в 2012 году была фактически не представлена, теперь начинает играть все более значительную роль. Всего у компании 130 тыс. полувагонов. Сразу несколько участников рынка на условиях анонимности подтвердили «Ъ», что уже ощутили «активное присутствие» ФГК и корректируют свои планы исходя из новой ситуации.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров согласен, что с учетом профицита подвижного состава ОАО «РЖД» сложно эффективно управлять своим парком. В той или иной форме, но госконтроль за ставками на вагоны монополии остается, поэтому она проигрывает частным операторам, более чутко реагирующим на конъюнктуру, пояснил эксперт. ФГК же, в отличие ОАО «РЖД», будет работать именно как рыночный игрок, стараясь обеспечить максимальную загрузку и минимизировать порожний пробег, поэтому наверняка усилит и так достаточно жесткую конкуренцию.


 

P.S. Огромный выбор женской одежды из Турции представлен здесь. Женская одежда от производителя по оптовым ценам.
 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.